Все для Joomla . Бесплатные шаблоны и расширения.

Биография Петра Лукича Малкова

Петр Лукич Малков родился 23 октября 1924 года в селе Семаки Вятской губернии. Мать Петра Лукича, Василиса Григорьевна, объясняла как неизбежную данность художническую судьбу сына: «Земля такая. Вон сколько на Вятской земле художеств и ремесел».

Отец его, Лука Лукич, был мастером на все руки, был плотником и построил дом из бревен, был столяром и делал мебель, украшенную резьбой, колонками и балясинами, был кузнецом. Можно сказать, что имя сыну он дал пророчески. Петр- камень по-гречески. Всю жизнь сын имеет дело с камнем, да и характер- кремень.

Родители были потомственными крестьянами, но малоземелье заставило их переехать, когда Пете был год, в Новосибирск. Так что Малков считает себя сибиряком. От отца Петр Малков унаследовал любовь и умение все делать своими руками да любовь к музыке. При небольшом достатке отец купил патефон, пластинки, и сын с детства запомнил голос и пение Шаляпина.

О Малкове можно сказать, что он был воспитан нуждой и бедами, как семейными, так и бедой всей страны - войной. Когда ему не было и семи лет под колесами паровоза погиб его отец, рабочий железнодорожного депо. С этих пор мужские заботы по дому легли на его плечи: заготовить топливо, отремонтировать что-то в доме и во дворе. Расчистить двор от обильного снега, заботиться о младшей сестренке, да мало ли… А мать стала проводницей в поездах дальнего следования. И, чтобы Петя не болтался без дела во время ее многодневного отсутствия, его отправили в школу раньше, чем было принято в то время. А скучать ему было некогда. Первой мастерской был домашний чердак, где осталось после отца великое множество инструментов, и он мастерил коньки, лыжи, скворечники. Здесь он сделал первый детекторный приемник и слушал радио. Здесь написал первые картины, вызывавшие восхищение соседей. Жили на окраине города. Обь, тайга принадлежали ребятам. Он, как и все сибиряки, прекрасно ходил на лыжах, плавал.

В школе отмечали способности Петра Малкова к рисованию и черчению, к математике. Так что к окончанию школы сам он выбрал, и учителя советовали выбрать в жизни дорогу архитектора. Хотя в детских мечтах представлял он себя артистом. С шестого класса Петр стал заниматься музыкой, играл на домре в струнном оркестре клуба железнодорожников, оркестр выступал с концертами. Музыка его захватила, и он мог часами играть дома. А в десятом классе он уже играл в оркестре народных инструментов новосибирского радио. Но, видимо, карьера художника или артиста казалась сказочно высокой. Было решено поступать в Новосибирский инженерно-строительный институт.

Судьба не торопилась соединить П.Малкова со своей профессией, путь к ней лежал через четыре долгих фронтовых года. Окончание школы совпало с началом войны. Война перевернула жизнь. Пока не призвали в армию, он с одноклассниками работал на заводе и бегал в военкомат с просьбой о призыве. В конце 1941 года П.Малков был призван в армию, несколько месяцев учился в школе радиотелеграфистов. С начала 1942 года до конца войны с боями как рядовой связист Петр прошел от Воронежа до Праги через Румынию, Венгрию, Чехословакию в составе 232 стрелковой Сибирской дивизии.

Дого еще ему снились сны, где он участвует в военных действиях. Как живые, вставали картины поражений 1942 года, разбитых и дотла сожженных городов и сел, незабываемых боев за Киев, форсирование Днепра под огнем, когда от взрывов снарядов плоты становились дыбом, и с них сыпались в воду люди, пушки, кони. А связисты по дну Днепра под шквальным огнем прокладывали связь. А потом - вход наших войск в Киев, и первым встретить их вышел священник. Одетый в праздничные одежды, с крестом в руках, он шел с горы к ним навстречу, распевая священные гимны. За участие в боях за взятие Киева Малков был награжден первой медалью «За отвагу». В Венгрии, Чехословакии их встречали не только с цветами, но и с мылом, тазиками с водой, чистыми полотенцами. До сих пор в семье художника хранится скульптурка Богоматери, подаренная солдату Малкову пожилой женщиной- румынкой.

Он видел высочайшее мужество бойцов и командиров. В его памяти и сердце живут многие, шагавшие с ним по дорогам войны. Это единственный, прошедший от начала до конца всю войну и уцелевший в этом горниле - его друг, рядовой связист Андрей Пелымский. Это майор Богуславский, переживший на его глазах известие о гибели всей его семьи в Бабьем Яру и умерший у него на руках во время боя от смертельного ранения на венгерской земле. Он несколько раз в войну видел Г.К.Жукова. Связисты знали, если поступило сообщение, что прибывает Константинов, это означало, что надо ждать Жукова и важных событий на их участке фронта.

Его дивизия дважды формировалась. Второй раз, когда в 1944 году после яссо-кишиневской операции в ней осталось несколько сот человек из десяти тысяч, но осталось знамя, командир. Судьба хранила его, много раз бывшего на волосок от смерти.

В войну, в армии сложились представления о достоинстве человека. Солдаты не любили трусливых, жадных, несправедливых, в чести было жертвовать собой во имя Родины без шума, ценилось умение и сноровка побеждать.

Профессия связиста - одна из самых опасных и трудных на войне, потому что он ходит на задания один, вдвоем. В любую погоду, в любое время суток связь должна работать. Малков был хорошим связистом, к концу войны он окреп, закалился, приобрел опыт и воевал с чувством, что ничто его «не выбьет из седла», то есть из любого положения можно найти выход. Он вспоминает, что с двумя катушками на спине, телефонным аппаратом, автоматом он проходил по десять километров, прокладывал связь быстро, удивляя командиров. Во время войны он был награжден Орденом Отечественной войны второй II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалью “За отвагу”.

Даже на фронте в минуты затишья, если окоп был глинистый, солдат Малков лепил фигурки животных и людей, выставлял их на бруствер окопа, солдаты подходили, рассматривали, им нравилось. Поразили города Западной Европы, обильно украшенные скульптурой.

С 1946 года начинается новая страница жизни Петра Малкова- овладение своей профессией. Трудная, радостная и длинная дорога познания творчества и ремесла скульптора. Неожиданно и закономерно сделала поворот судьба.

После войны П.Малков проходил службу в Одессе. Начальник узла связи капитан Н.П.Киселев, увидев однажды, как в свободное время рядовой Малков лепит из стеарина фигурки, спросил, может ли он слепить его портрет. Портрет получился. Тогда он посоветовал: «У вас талант (он называл Петра на «Вы»). Вам учиться надо. Здесь есть знаменитое художественное училище, сходите туда». Почитав в городской библиотеке книги о скульптуре и ваятелях, Малков решился пойти в училище с заявлением.

Стоило переступить порог Одесского художественного училища, как ты вступал в мир прекрасной скульптуры. Античные слепки были сделаны итальянскими мастерами. Здесь был Лаокоон, Диадумен и другие. Одесское художественное училище выросло из рисовальной школы в конце девятнадцатого века. Оно было прекрасно оснащено учебным материалом. В свое время там преподавали итальянские художники. В 1920-е годы училище получило статус художественного института. В 1935 году институт был преобразован снова в училище, но ученые звания у преподавателей остались. Так, во время учебы Малкова преподавали профессор М.М.Жук и профессор Л.Е.Мучник.

Был октябрь месяц, уже учились принятые студенты. Директор училища Янчилин Иван Антонович внимательно отнесся к запоздавшему солдату, расспросил, какими дорогами войны он прошел, за что получил высокие награды, на слово поверил, что он имеет среднее образование и направил в скульптурный класс к преподавателю Людмиле Николаевне Кириенко, чтобы она решила, можно ли принять этого соискателя. Ему дали задание: вылепить маску Сократа. Впервые в его руках оказалась зеленая глина, красивая, послушная. Малков выполнил работу за один день. И был зачислен студентом скульптурного отделения Одесского Государственного художественного училища. Это давало право на маленькую стипендию, на которую можно было обедать. На службе было составлено расписание работы: с шести до двенадцати и вечером. А обеденное время - занятия в училище. В таком ритме шла учеба первый год, до окончания срока службы. Малков учился рьяно, не зная других оценок, кроме пятерок. До сих пор он не понимает студентов, бросающих работу со звонком. После ратного труда, опасностей войны, трудности учебы - это только радость преодоления.

Преподавателями скульптуры были Людмила Николаева Кириенко и Мирон Рафаилович Кипнис. Об их профессионализме, требовательности и глубоко уважительном отношении к студенту Малков вспоминает с благодарностью. Училище давало хорошие знания, развивало таланты скульпторов и живописцев, давало хорошую школу рисунка. Многие соученики Малкова стали известными художниками: А.Ацманчук, В. Рейхет, Н.Рапай. Жизнь студентов училища была живой, наполненной художественными впечатлениями. Они «пропадали» в музеях, на выставках, участвовали в массовках оперного театра.

Будучи студентом училища, Малков стал участником всеукраинской художественной выставки в Киеве в 1952 году. Скульптура «Александр Матросов» представляла собой композицию - фигура солдата с автоматом в броске. Работа была оставлена в музее обороны Одессы. Участие на выставке давало право на вступление в члены Союза Художников.

Во время учебы в Одессе Малков освоил профессию форматора. Л.Н.Кириенко говорила студентам: «Хотите быть хорошими скульпторами, будьте хорошими формовщиками, чтобы в этом плане ни от кого не зависеть». Уроки формовки он брал, вернее - выведывал тайны, делая черновую работу, у известных старых одесских формовщиков, братьев Федотовых.

В Одессе многие дома, украшенные лепниной, скульптурой, нуждались в реставрации. Малков создал бригаду, занимавшуюся восстановлением скульптурного декора домов. Учась, он помогал материально матери и сестре, поэтому постоянно подрабатывал: переводил в материал работы скульпторов, отливал гипсы, преподавал во дворце пионеров, но это тоже была школа.

Запомнился навсегда урок, который преподнес студентам-скульпторам Одесского училища патриарх русской скульптуры С.Д.Эрьзя. После многих лет отсутствия он возвращался из далекой Аргентины домой, вез сотни своих работ пароходом через Одессу. Только ступил он на родную землю, и сразу - в училище, чтобы посмотреть, как учатся и работают скульпторы.

Немолодой, маленький, живой и подвижный человек вошел в скульптурный класс, внимательно осмотрел работы скульпторов и, обращаясь к ним, сказал: «Как же так, ребята, вы такие разные, а работы у вас одинаковые?» Это врезалось в память. А осознание, глубокое понимание слов мастера пришло позже. Старый художник сказал самое главное: произведение должно выражать неповторимость личности, ее создавшей.

Дипломная работа П.Малкова, заканчивающего Одесское художественное училище, - «Тарас Шевченко»- представляла собой фигуру сидящего поэта с книгой в руке, в накинутом на плечи пальто. Преподаватели отмечали широту, монументальный подход автора в решении скульптуры. Диплом получил оценку «отлично», работа была оставлена в музее училища.

По окончании училища, Малков едет на родину. Он работает в Новосибирском инженерно-строительном институте лаборантом, но выполняет работу преподавательскую. Преподавал, опираясь на свежий опыт своего обучения. Начал с организации кабинета скульптуры: отлил слепки, по его чертежам изготовили станки, приобрели инструменты, оборудование. Вместе со студентами нашли красивую серую глину и заготовили ее. Занят был с утра до вечера, все курсы прошли через его мастерскую, так как скульптору раньше в институте не преподавали. Малков слепил для института бюст В.В.Куйбышева (институт носил его имя).

Работа в Новосибирском инженерно-строительном институте стала для Малкова началом педагогической деятельности, которая продолжается вот уже 26 лет в Волгоградской архитектурно-строительной Академии, где пришлось создавать кабинет скульптуры, быть заведующим кафедрой рисунка, живописи и скульптуры, где он стал профессором.

В копилку знаний и опыта из Новосибирского периода вошло умение организовать работу педагога и учеников, начиная с нуля.

Объясняя, он сам многое понял. Понял и то, что отсутствие высшего образования всегда будет ему помехой. Появилось непреодолимое желание учиться дальше, поэтому через год, в 1953 году, он поступает в Киевский художественный институт на отделение скульптуры.

От учебы в Киевском художественном институте (1953-1956) осталось двойственное впечатление. Киев- столица. Здесь проходили самые большие культурные события в республике: съезды писателей и художников, выставки.

Студенты художественного института всему были свидетелями. Перед ними открылись двери мастерских крупных художников. Лучшие творческие силы составляли ядро преподавательского коллектива института. Скульптуру вели Макогон И.В - заслуженный деятель искусств Украины, Лысенко М.Г. - профессор, Гельман М.И.- профессор.

А с другой стороны, студенты были недовольны уровнем преподавания. Среди студентов были фронтовики, взрослые люди, и они-то и явились катализатором профсоюзного собрания студентов с резолюцией о неудовлетворительном состоянии преподавания в институте. Эта резолюция была зачитана на съезде художников Украины и приоткрыла тревожное состояние подготовки художников. Это было воспринято как бунт. Малков заметил, что за активное участие в этом собрании ему стали занижать оценки. И он оставляет Киевский институт и переезжает в Ленинград.

В 1956 году Малков был принят на четвертый курс (без потери курса) в Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной (б. Штиглица). Начался третий период учебы в атмосфере творческой свободы.

Его преподавателями по скульптуре стали Роберт Карлович Таурит, Василий Львович Симонов, Владимир Иосифович Ингал - это были личности в жизни и в искусстве. Таурит требовал больших обобщений, монументального решения образа. Ведь в дипломе выпускников-скульпторов этого училища в графе «специальность» значится: «архитектурно-декоративная скульптура». «Берите шире»,- не уставал повторять Роберт Карлович.

Ленинград - город-музей. Его облик, сокровища музеев и дворцов формировали скульптора. Иногда, войдя в мастерскую-класс, Таурит говорил: «Сегодня лепить не будем, пойдем смотреть скульптуру». И они шли в город. Останавливались у египетских сфинксов, аллегорических скульптур И.Кемберлена у Ростральных колонн, рассматривали конный памятник Петру I Растрелли, скульптуру Ф.Щедрина, И.Теребенева, С.Пименова, украшающую Адмиралтейство. И перед будущими скульпторами раскрывались тайны творчества различных мастеров, секреты материалов, законы монументального искусства. Монументальность - не только в общественном звучании темы, но и в способе ее выражения. Роберт Карлович от монументального искусства требовало, прежде всего, выражения величия, учил в скульптуре не рассыпаться по мелочам. «Прекрасное должно быть величаво»,- сказал поэт. Само здание училища, его классы, библиотека, как музей. Барон Штиглиц, создатель училища, основал при нем великолепный музей, из которого после революции многие шедевры «перекочевали» в Эрмитаж. А дух училища, - свободный, творческий - способствовал становлению художнической личности.

Музыкальный Ленинград широко распахнул для студентов двери театральных и концертных залов. Малков стал завсегдатаем зала Филармонии. Нужно было дождаться той самой счастливой минуты, когда начинали впускать студентов бесплатно на верхний ярус, за колонны. Но там, считает Малков, слушать музыку лучше всего.

Музыкальность- это замечательное качество художника. Музыка и пластические искусства дополняют друг друга, помогают друг другу. Скульптура в неменьшей степени - застывшая музыка, - чем архитектура. Недаром говорят о музыкальности линии, о ритме в произведениях изобразительного искусства и о пластичности и окраске музыки. Многие художники - музыкально одаренные люди. Здесь развернулась зародившаяся еще в Одессе страсть к коллекционированию пластинок, главным образом, с записью классической музыки.

Для такого человека, как П.Малков, постоянно занимавшегося самовоспитанием, Ленинград многое дал. Вот и прошли годы учебы в Мухинском училище. Дипломная работа - скульптурная группа “Прогресс” для промышленной выставки в Ленинграде получила отличную оценку.

Если отмечают высокий уровень профессионализма в работах Малкова, то это результат того, что на приобретение этого качества было затрачено двенадцать лет учебы в художественных заведениях и сорок лет творческой деятельности, когда каждая новая скульптура, вышедшая из рук ее создателя, есть экзамен и урок для мастера. Были у Малкова и великие учителя- памятники мирового искусства. Ему посчастливилось побывать в главнейших мировых центрах развития скульптуры, пережить незабываемые минуты от встречи с искусством Древнего Египта и Древней Греции, Италии, Индии и Непала. Ему давали уроки своим творчеством Микельанджело и Донателло.

Итак, перевернута еще одна страница жизни. Выбрано место, где начнется творческая работа художника. Это Волгоград, город, который в то время активно строился. Малков считал в ту пору, что будущее за монументальным искусством, искусством большого звучания, обращенным ко всем и принадлежащим всем. Героика Отечественной войны - не она ли должна стать содержанием монументального искусства, которое, конечно же, будет создаваться на новых улицах и площадях этого города? Скульптору казалось, что его профессиональные знания и военный опыт могут пригодиться здесь.

Во второй половине 1950-х годов в Волгоград приехала целая плеяда молодых “штигличан”. Это были: Н.Павловская и М.Павловский, В.Безруков, Ю.Боско, М.Пышта, Н.Бароха, А.Голованов, А.Ковальчук, П.Малков. Они гордились, ценили свою alma mater за то, что она дала им знания и умения, дала убеждение в необходимости творческого воплощения замысла, презрение к натурализму и академизму. Работы этих художников, как и других молодых выпускников Строгановского училища, Таллиннского художественного института, Московского полиграфического института, представляли изобразительное искусство Волгоградского творческого союза художников с новой, отрадной стороны, с него стирался налет провинциализма. Они вступили на творческую дорогу в счастливое для искусства время, не безоблачное, но исполненное надежд. Казалось, что настало время побед над стилистикой тоталитарного искусства.

Рубеж 50-60-х годов - новый этап развития советского искусства. Носителями новых начал были молодые художники в разных концах большой страны. Их стали называть «шестидесятники», а их творчество в области изобразительного искусства получило определение «искусство сурового стиля». В их творчестве мы видим верность идеалам и темам прежних лет. Но иной стала образная интерпретация, а значит, и смысл работ. Их искусство, полемически заостренное, пуще всякого греха боялось слащавости, иллюстративности, оно стремилось к обобщенно-образному воплощению. Это неизбежно вело к монументализации пластического языка даже станковых произведений.

1959 год. Малков приезжает в Волгоград. В кармане - диплом с отличием, а в глубине души убеждение, что он как специалист хорошо подготовлен. Решением Ученого Совета Училища среди выпускников 1959 года по классу скульптуры П.Малков был назван первым номером (это высшая оценка). Но оказалось, что в Волгоградский художественный фонд его как скульптора не принимают.

Что делать? Нет места работы и жилья, нет материалов, инструментов и оборудования для работы скульптора. А теперь и нет возможности получить заказ. Но когда он предъявил документ, что он формовщик седьмого разряда, то тут же был принят в тот же художественный фонд… форматором. Это давало заработок и возможность жить в среде художников.

В то время художники готовились к первой художественной выставке «Советская Россия». Малков пошел на завод «Красный Октябрь», там в мартеновском цеху его внимание привлек сталевар Трубников. Это был знатный сталевар, депутат Верховного Совета СССР. Однажды утром, после ночной смены художник с ведром глины встретил своего героя у проходной. Дома, на кухне, превозмогая усталость и сон, рабочий позировал. Одного сеанса было достаточно, чтобы продолжить работу над образом.

«Портрет сталевара Трубникова»- работа конструктивно крепкая, лепка - тонкая, светотеневая, выявляет силу характера, энергию духа, значимость личности портретируемого и романтическое восприятие художником людей этой профессии.

Работа была принята на выставку «Советская Россия»-1960. Это давало право на вступление в члены Союза художников. В те годы существовал институт двухгодичного кандидатства в члены Союза художников СССР. С 1962 года П.Л.Малков - член Союза художников. «Портрет сталевара Трубников» был приобретен министерством культуры РСФСР, а позже - передан в создающийся музей изобразительных искусств в Волгограде.

Работы портретного жанра занимают одно из главных мест в творчестве скульптора. В разные годы менялся их пластический язык, но оставалось неизменным уважительное отношение автора к портретируемому. В 60-70-е годы скульптор шел по пути обобщения, укрупнения форм, монументализации образа, зачастую являющегося собирательным, типичным, несущим лучшие черты людей своей профессии, своего времени. Малков часто использует в качестве материала гранит, так любящий обобщения. В его работах виден переход от живого наблюдения к ясно организованной форме, иногда несколько геометризованной.

Уже в 1963-1964 годах был создан ряд работ, в которых виден мастер, приверженный монументальным принципам в станковом творчестве. «Портрет чабана»- одна из них. Композиционная целостность, неторопливость ритмического строя, уверенный и точный отбор черт внешнего и внутреннего облика героя, немногословная, но разнообразная трактовка поверхности гранита определяют достоинства портрета.

Перед нами - образ, воплотивший личность, вызывающую уважение к себе. Это хозяин своей судьбы. Погрудный потрет, конечно же, не передает окружающей обстановки, но мы ее угадываем по каким-то деталям: устремленному вдаль взгляду, повороту головы, капюшону. Кажется, широкая степь окружает его.

Художник ездил в Калмыкию, встречался с героями своих будущих работ. Там он познакомился со знатным чабаном Петром Зулаевым, селекционером, сумевшим восстановить было утраченную ценную породу овцы. «Портрет чабана» был на областной выставке, на зональной выставке «Большая Волга», а с выставки «Советская Россия» был приобретен министерством культуры РСФСР.

Скульптор, желая дать своего героя крупным планом, как бы приближает его к зрителю, часто прибегает к упрощению композиционной формы, сосредотачивает все внимание на голове, лице портретируемого. В этих случаях видно, что разнообразие характеров создается благодаря многообразию материалов и стилистических приемов, применяемых автором.

«Портрет рабочего Иванова» (полированный гранит,1963) подчеркивает упругую мощь объемов головы, способствует выражению духовной и физической силы образа. В соединении с ярко выраженной добротой это дорого стоит для русского поэтического сердца.

А рядом - «Портрет Якова Ермана», созданный в год 50-летия советской власти. Чеканные формы, холодный цвет тонированного алюминия создают чистый, благородный и мужественный образ первого председателя Царицынского губкома, убитого в 1919 году. Этот портрет, как и «Портрет рабочего Иванова», был приобретен российским министерством культуры с «Выставки Советская Россия».

«Девушка-калмычка» (искусственный камень, 1963) и «Женский портрет» (шамот, 1966) – одинаковы по композиции и размеру. Они будто созданы для того, чтобы подчеркнуть яркую индивидуальность друг друга. Сочные формы, контрастные свет и тени помогают выявить веселый, открытый характер девушки-калмычки. «Женский портрет» воплощает характер сдержанный, несущий в себе тайну. Здесь мягкие формы, замкнутая композиция, взгляд, устремленный в себя. Пластический язык обеих работ декоративный, но не одинаковый.

«Портрет участницы Сталинградской битвы санитарки Евдокии Дудниковой» (металл, 1968) буквально опаляет зрителя горячим дыханием войны. Динамичная лепка, крупные, крепкие формы создают мужественный, романтический образ девушки, вынесшей с поля боя во время Сталинградской битвы около пятисот раненых бойцов.

«Портрет Татьяны Лукьянец» (дерево, 1975). Образ прядильщицы завода синтетического волокна решен в стиле классической русской скульптуры, но ассоциируется с молодостью, порывом. Все дело в тонкостях композиционного строя, несущего в себе динамику: в постановке головы, особенностях асимметричной прически, энергии духа, заключенной во всем облике героини.

Знакомство с таким ярким человеком, как Н.Л.Кухаренко, заставило обратиться скульптора при создании «Портрета бригадира-монтажника, героя социалистического труда Кухаренко» (бронза, гранит, 1974) к иной форме портрета. Здесь понадобилось полуфигурное изображение, когда лицо, поза, жесты, фигура выражают внутреннюю гармонию, собранность и поэтичность натуры. Ведь перед нами - рабочий, организатор, поэт…

Работы Малкова несут на себе печать времени, в них отразились художественные процессы определенных лет. К таким произведениям относится «Портрет рабочего» (мрамор, 1972). Сначала была создана скульптура «Рабочий» (кованый алюминий, 1969)- фигура, установленная у входа завода органического синтеза в Волжском. Но прошло время, и прототип рабочего был перевоплощен в «Портрет молодого рабочего». Произошел отбор черт, найден был иной пластический язык, взят иной материал. Работа как кристалл. В ней ничего лишнего. В ней - зрелое мастерство. Портрет воплощает собирательный образ нового типа рабочего, рабочего-интеллигента.

«Портрет молодого рабочего» экспонировался на республиканской выставке 1973 года, которая проходила в Волгограде и посвящена была 30-летию победы под Сталинградом. Она была представлена на зональной выставке «Большая Волга» в Горьком в 1974 году, репродуцировалась в журналах «Творчество» (№12, 1972) и «Художник» (там авторство было ошибочно приписано другому художнику). Сейчас работа принадлежит Волгоградскому музею изобразительных искусств.

Путь рождения произведения искусства непредсказуемый, зачастую длительный, всегда живой. Неслучайны понятия в искусстве: зародился замысел, замысел вынашивается, созрел, родилось произведение. Какие слова! Они о живом организме. Пока художник работает над воплощением замысла, он сживается со своим детищем. Скульптор нелегко расстается с работами, когда они покидают мастерскую. Проходит время. Сначала он часто приходит к своим питомцам. Потом вдруг понимает, что его работа в нем не нуждается, она начала свою самостоятельную жизнь.

Портреты 1980-х годов, такие как «Академик Г.Е.Листопад» (мрамор, 1980), «Портрет Героя Социалистического Труда П.Н.Попова» (мрамор, 1983), «Сельский архитектор» (мрамор, 1985), решены в классическом духе, где образы уже не собирательные, а остро индивидуальные, в них станковое решение. Пойдя уже довольно большой творческий путь, художник убедился, что классическое искусство- основа основ. Да и во всей советской скульптуре к тому времени станковое искусство отстояло свои позиции от наступления в 60-е годы монументальных принципов.

Итак, создавая портреты, скульптор акцентирует внимание на вневременных качествах человека, определяющих личность и оставляет за скобками преходящее.

Отдельного разговора требуют портреты лиц, сохраненных самой историей. Это прежде всего «Томмазо Кампанелла» (гранит, 1969). Томмазо Кампанелла (1568-1639)- фигура грандиозная и трагическая, характерная для Италии той эпохи. Монах и ученый- полемист, астролог, предсказывающий судьбы мира и отдельных людей, руководитель восстания и доверенное лицо пап и королей, лично знакомый с Джордано Бруно, защитник Галилео Галиллея. За свое инакомыслие он просидел в тюрьмах около тридцати лет. Кампанелла- автор знаменитого сочинения «Город Солнца». Город будущего, город Солнца, размещен на экваторе. Он прекрасен, гармоничен по архитектуре, вписан в природу, насыщен произведениями искусства всех видов. Глава города-государства звался Метафизиком, или Солнцем. Тремя соправителями его были «Могущество», «Мудрость», «Любовь». Личность Кампанеллы покорила художника, много лет тревожила его воображение. А город Волжский, открытый солнцу, построенный архитекторами и получивший свой законченный облик благодаря стараниям художников, казался скульптору воплощением мечты Кампанеллы.

Малков создает два варианта статуарного портрета в граните. Первый представляет фигуру великого мечтателя, как бы стиснутого стенами и сводами темницы. Фигура вырастает из глыбы камня, не до конца освобожденная от него. Длинные одежды. Закованные в кандалы руки сложены на груди. Мужественное лицо выражает глубокую мысль. Он весь- протест против сковывающих мысль и жизнь обстоятельств.

Благородный неполированный гранит обработан так, что выявлена его природная красота, его крепость, искристость. Работа экспонировалась на Российской выставке «На страже Родины» в 1970 году.

Второй вариант (гранит, 1987) решен как монументальное произведение. Здесь отсутствуют повествовательные детали: элементы архитектуры, цепи. Фигура, лицо излучают спокойную уверенность в правоте своего предвидения. Этот вариант принадлежит Волгоградскому музею изобразительных искусств. Художник втайне мечтал, что в ряду памятников в городе Волжском мог бы быть и памятник Кампанелле, как призыв к мечте, как дань уважения мужеству и стойкости в отстаивании своих убеждений.

Такие портреты, как портреты Кампанеллы, Ермака, Разина, можно отнести к воображаемым портретам. В отличие от портретов с натуры в них представления художника об изображаемом лице являются главной движущей силой в создании образа. Иконографический материал отодвигается на второй план. Образ создается на основании знания фактов жизни и деятельности героя. Герои большей части исторических портретов- отечественные, русские. «Ермак» (кованая медь, 1987) создавался для историко-этнографического комплекса на реке Чусовой, откуда начинался поход Ермака.

Скульптор горячо взялся за эту работу. Интересен образ собирателя земли русской, интересна ему, сибиряку и история главного дела Ермака. Малков ездил на Урал, изучал материалы, связанные с походом своего героя. «Ермак» представляет поясное изображение воина в кольчуге и шлеме. Герой воспринимается не столько как образ воина, сколько- землепроходца, устремленного вдаль. Ермак - народный герой, о нем слагались песни и сказания. С ним по популярности и народной привязанности мог сравниться только Степан Разин.

Жить художнику на Волге и не вспомнить о Степане Разине невозможно. Недаром Пушкин назвал его единственным поэтическим лицом во все русской истории. Рядом с Волжским и Волгоградом есть остров Денежный, где, по преданию, Разин спрятал клад. Разин был в Царицыне, схвачен был в селе Погромном. «Портрет Степана Разина» (дерево, 1990) представляет мужественный, сильный характер. Работа лаконична по композиции, манере обработки материала. Все внимание сосредоточенно на лице. И мы видим прямой, твердый взгляд чуть прищуренных глаз, сдвинутые брови, четко очерченный рот- весь облик выражает ум, внутреннее благородство, собранность, отвагу.

Масштаб личности Льва Толстого определил высокую степень притягательной силы, действующей на художника в течение многих лет. В 1960-е годы Малков создает «Портрет Л.Толстого» (дерево). В нем утверждается мысль о могучем, мятежном духе, заключенном в плоти сухощавого старца. В 1980-е годы был создан «Портрет Л.Н.Толстого» (порфир) как воплощение величия могучего мыслителя. И, наконец, «Портрет Льва Толстого» (мрамор,1993) представляет мудреца, познавшего жизнь. Это небольшая работа, которая может жить не только в музеях или выставочных залах, но и в условиях жилой комнаты.

Есть ли место в творчестве художника для станковых работ других жанров? Как всякий скульптор, Малков часто делал этюды обнаженной натуры, как мужской, таки женской, но лишь немногие были доведены до завершения и перевода в материал. Одна из первых работ - «Отдыхающий спортсмен» (ракушечник, 1959). В ней передана красота гармонически развитого человека, ощущение дружественного ему окружающего мира.

И между тем, как в этой фигуре, так и в последующих женских, нет безмятежного спокойствия, а, скорее, - ощущение напряженной внутренней жизни. Их головы отягощены раздумьями. Обнаженные женские фигуры, обычно крепкие, плотные, с тяжеловатой грацией, без тени кокетства, - этакие символы земной силы и плодородия.

Скульптура «Подвиг» (кованая медь, гранит, 1969)- это символическое воплощение понятия. Путь к этой работе был длинный. Художник искал решение темы подвига Михаила Паникахо. Делал варианты. Остановился на мощной фигуре человека-факела, несущегося навстречу врагу, навстречу смерти. Но, отлитая в гипсе, эта работа осталась в мастерской, потому что в ходе поисков автор пришел к еще одному варианту, в котором фигура оторвалась от земли, стала летящей. Изменился смысл скульптуры, она перестала быть привязанной к конкретным обстоятельствам конкретного подвига. Она стала символическим воплощением подвига, который совершается при полном самозабвении, когда повелевает дух. Здесь драма и спокойная уверенность.

Техника кованой меди позволяет достичь выражения напряженного драматизма, вспышки горячего металла и черные тени выражают эмоциональный накал, а сильная линия горизонтально летящей фигуры - всепобеждающую энергию.

Работа над станковыми и монументальными произведениями в течение всего творческого пути скульптора ведется параллельно.

Малков- скульптор- монументалист, как по образованию, так и по характеру дарования.

Монументальные работы Малкова переставляют художника широкого диапазона, владеющего разнообразными стилистическими и композиционными приемами, различными техниками и работающего в различных материалах. Его работы выявляют художника самобытного и в то же время, развивающегося в русле русского искусства 1960-1990-х годов.

Мечта художника-монументалиста начинает осуществляться шаг за шагом с первых лет жизни в Волгограде. В 1961 году группа волгоградских художников: Н.Бароха, Ю.Боско, А.Голованов, П.Малков, М.Пышта - получила по конкурсу заказ на художественной оформление плотины Волжской ГЭС. Это должно быть произведение, выполненное в технике мозаики и рельефа размером 14х 45 метров.

Эта работа была хорошо принята критикой, о ней писалось в журналах по искусству, печатались репродукции. Это было победа молодых художников и архитектора С.А.Якубовского.

1965 год отмечен созданием совместно со скульптором А.В.Головановым рельефа на торцовой стене Дома Павлова. Нужно было выразить не только подвиг защитников легендарного дома, но и преодолеть давление памятника Ленину, воздвигнутого в 1960 году в непосредственной близости от Дома. Задача трудная. Обычно художник-монументалист стремится к созвучию новой работы с уже существующей архитектурой и скульптурой. Здесь надо было отделить Дом Павлова от памятника Ленину.

Скульпторы сознательно обратились к плоскому рельефу на фоне израненной красной кирпичной стены (по контрасту с круглой бронзовой скульптурой памятника). Решение плакатное, но убедительное.

Композиция сразу сложилась, как только был найден образ солдата. Его облик несет в себе большой заряд внутренней правды, в нем мужество и страдание, усталость и стойкость. Работа была воспринята как единственно необходимый памятник защитникам этого дома, защитникам Сталинграда.

Есть еще один памятник работы Малкова, который, как и мемориальная стена на Доме Павлова, вошел во все альбомы и книги о Волгограде и представляет его лицо и героизм защитников этого города - это Памятник североморцам (бетон, медь, 1977, архитектор Г.М.Коваленко).

Каждый раз, когда, когда художнику приходилось работать над созданием памятника погибшим воинам, он сам, будто снова надевал сапоги и шинель, готов был преодолеть любые препятствия, видел в скульптурных образах своих боевых друзей.

Еще до сих пор ко 2 февраля в Волгоград приезжают защитники Сталинграда. Раньше гости были многочисленные, знаменитые и безвестные. Здесь были военачальники: Чуйков и Шумилов, Людников и Родимцев, снайпер Зайцев, защитники Дома Павлова- Павлов и Глущенко, писатель Симонов и многие другие. В один из приездов в Волгоград моряки-североморцы обратились к властям города с просьбой увековечить память бойцов 92-ой бригады морской пехоты на месте жестоких боев у элеватора. В 1942 году бойцы 92-ой бригады морской пехоты Северного морского флота подали рапорт о том, чтобы их направили в Сталинград. Они прибыли в Сталинград в разгар боев, в сентябре 1942 года, и прямо с переправы были брошены в бой за элеватор. Североморцы отбили элеватор, захватили железнодорожную станцию Сталинград-2. Они сдерживали натиск двух дивизий, их атаковали танки и с воздуха. А когда кончились боеприпасы, моряки ушли с занятых рубежей. В январе 1943 года 154-ая морская бригада с боями заняла элеватор. В письмах немецких офицеров, в донесениях нашего командование говорится о беспримерной, дерзкой отваге моряков.

Работа над памятником скульптора Малкова и архитектора Коваленко продолжалась с 1975 по 1977 год. Монумент должен быть установлен на фоне элеватора, его здание, огромное и объемистое, почти вплотную подходило к дороге и не оставляло места для скульптуры. Создавался эскиз за эскизом. Найден был окончательный вариант: фигура стоящего моряка с противотанковым ружьем. Крепкая, сильная фигура делалась более мощной и устойчивой благодаря вертикали ружья. В новом варианте появилась важная деталь - парус развевающейся плащ-палатки. И, как бы раздвигая пространство, за фигурой моряка вырастает архитектурный элемент - дугообразная стела, на которой из бронзы- стихи из «Реквиема» Р.Рождественского.

Навстречу раскатам ревущего грома

Мы в бой поднимались светло и сурово.

На наших знаменах начертано слово-

Победа!

Во имя Отчизны - Победа!

Во имя живущих - Победа!

Во имя грядущих - Победа!

Изгиб плащ-палатки вторит дуге стелы и цилиндрическим формам архитектуры элеватора. Памятник органично вошел в окружающее пространство. В окончательном варианте изменилось лицо воина. Оно повзрослело, стало мужественнее и суровее (в первоначальном варианте лицо бронебойщика имело юные черты военного друга скульптора- связиста Андрея Пелымского). И вот перед нами образ защитника родины - неприступный, суровый и светлый. Всю зиму 1976-1977 годов в мастерской художественного фонда лепилась семиметровая фигура матроса-бронебойщика - модель в натуральную величину. В июне был открыт памятник североморцам, на котором присутствовали и выступали с речами ветераны, защитники элеватора.

К 30-летию Великой Победы в Волжском на высоком берегу реки Ахтубы был открыл памятник погибшим в годы гражданской и Отечественной войн (архитектор Г.М.Коваленко). Памятник воздвигнут там, где планировался новый центр города, недалеко от Дворца химиков, неподалеку от места, где во время войны был военный госпиталь. Здесь же, на берегу, было захоронение умерших в госпитале солдат. Место святое.

Памятник представляет собой обелиск, стремительно поднимающийся вверх, из которого вырастают фигуры красноармейца с винтовкой за плечами и солдата с автоматом. Фигуры даны на фоне знамени. Все формы монумента обобщенные, а все произведение - крупномасштабное, потому что скульптура живет в большом пространстве, перекликаясь с Мамаевым курганом, корреспондируя с высотными домами.

Это памятник-ансамбль, включающий, кроме монумента, двенадцать гранитных кубов с именами погибших. Памятник- выражение безоговорочного утверждения величия подвига солдат, защитников Родины.

Не думал Малков, что ему придется ставить памятник погибшим в новой войне, надеялся, что на его веку войны не будет. В Волжском, как и на всей нашей земле, живут родители, чьих сыновей отнял Афганистан. Нужно было обозначить место, отмеченное трагедией, куда могли бы прийти люди и поклониться памяти погибших солдат в Афганистане. Над памятником работали скульпторы П.Л.Малков и С.А.Щербаков, архитекторы А.Ф.Григорьев и Н.М.Криво. Это- памятник драма. Бронзовые фигуры солдат помещены будто в эпицентре взрыва, разорвавшего скалы. Почти детские лица солдат растеряны, руки и ноги их изувечены.

Другая война, другие солдаты. В той, Отечественной войне, среди солдат тоже были почти мальчики, но в скульптуре, посвященной им, автору виделись защитники родины мужественными и надежными. В «Памятнике воинам– интернационалистам, погибшим в Афганистане» образы солдат- это жертвы. И скалы чужды, и война непонятна.

С 1966 года мастерская Малкова находится в городе Волжском. Город рос на его глазах. Как и другие художники, он способствовал его украшению. И, видимо оттого, то ли в шутку, то ли всерьез любит повторять : «Волжский - лучший город Земли».

Сначала мастерская находилась в подвальном помещении, где было темно и сыро, а потолки нависали над головой. Но Малков чувствовал, что его работа здесь нужна. В этой мастерской началась работа над образом Кампанеллы, по созданию Въездного знака.

Первой монументальной работой в городе Волжском был Памятный знак-обелиск «Молодым строителям города». Официально его название звучало «Обелиск в честь награждения комсомольской организации города Орденом Трудового Красного Знамени за заслуги в деле организации молодежи на успешное строительство Волжской гидроэлектростанции, предприятий химии и города Волжского». В качестве архитектора здесь выступил Н.Ф.Бароха. Форма обелиска выразительная и динамичная, устремленная вверх, выросла из образа стилизованного паруса. Открытие состоялось 7 ноября 1966 года.

Прошли годы, пока первая мысль о Въездном знаке Волжского в творческом воображении скульптора сложилась в такой теперь привычный для нас образ. Он создавался как символ города, связанного с Волгой, города, рожденного ГЭС и породившего ГЭС. Въездной знак, как и обелиск, представляет собой чистую пластику. На таких работах, где нет конкретных образов, повествовательности, проверяется пластическая и композиционная состоятельность автора. Здесь сразу видно, как чувствует и понимает художник гармонию, жизнь и движение скульптурных масс. Абстрактная форма Въездного знака родилась из формы и движения волжской волны и движения воды, выходящей из турбин. Широкие, сильные ритмы Въездного знака хорошо вписываются в окружающее спокойное пространство, перекликаются в движением волжской волны у пологих берегов.

В 1968 году в Волжском у кинотеатра «Энергетик» был открыт памятник Ф.Г.Логинову, первому начальнику строительства Волжской ГЭС, основателю города.

В Волжском отношение к Логинову особенное. До сих пор его помнят люди, работавшие рядом с ним. Он не только организовал и сплотил для дела огромную массу людей и вел махину строительства ГЭС, но заботился о том, чтобы в степи рос современный город с парками, учреждениями культуры, благоустроенными жилыми домами. О Логинове ходят легенды, о его человечности, несгибаемой воле. Его снимали с работы, ему выносили не один строгий выговор за то, что он вел строительство города, которое не предусматривалось никакими сметами. Считалось, что для строителей сойдут и бараки. Он преодолел все препоны. До сих пор волжане ощущают на себе, на характере жизни в этом городе его могучую энергию.

Ко времени создания памятника Логинов уже умер. Малков создавал образ на основе изучения кинохроник, фотографий, рассказов и описаний хорошо знавших его людей, родных и близких. Созрел образ точный и яркий: могучая шея, упрямый ежик волос, острый и веселый взгляд, волевой рот. Духовная мощь и бесстрашие - вот главное содержание образа.

Формы скульптуры обобщенные, почти рубленные. Соблюдена золотая середина: большая мера условности при сохранении портретности. Материал - кованая медь, гранит. Памятник имел невысокий устойчивый гранитный постамент, к которому примыкала гранитная стела, служившая фоном для памятника, на ней надпись накладными бронзовыми буквами: «Логинов Федор Георгиевич- первый начальник строительства Волжской ГЭС, основатель города Волжского». В создании этого памятника, как и многих других, выполненных Малковым, принимал участие архитектор Г.М.Коваленко. Теперь это памятник уже нельзя увидеть, так как в связи с реконструкцией площади он был снят. Но был создан другой памятник Логинову у въезда в город, который по желанию заказчика был выполнен ближе к натуре тем же автором (архитектор Н.М.Криво).

Памятник-бюст - форма, к которой не однажды прибегал в своем творчестве скульптор. В то время воздвигались бюсты дважды Героев Социалистического Труда при жизни на их родине. Скульптор в данном случае при работе имел преимущество: он общался со своим героем. Так был создан бюст дважды Героя Социалистического Труда Прокофия Захаровича Гвоздкова в хуторе Деминский Новоаннинского района, где он проработал тридцать лет председателем колхоза. В конце 70-х годов П.З.Гвоздков был уже на пенсии, жил в Волгограде. Он приходил к скульптору домой, позировал. Это был красивый человек с правильными, мужественными чертами лица, с крепкой, ладной фигурой. Логически ясная и чистая речь, несмотря на то, что он имел только четырехклассное образование, говорила об уме его и постоянном общении с книгой. Он знал землю и людей, им подчинял свою работу.

Художник ездил в хутор Деминский, видел площадь, где будет стоять бюст героя, разговаривал с хуторянами. И когда он лепил в мастерской скульптуру, то представлял ее уже на площади, овеваемую ветрами, на фоне облаков. Для этой работы характерно стремление к цельности, четкости изобразительных средств, направленных на выражение значимости личности. Личности, воплотившей в себе лучшие черты русского крестьянина.

Добротность сделанной работы подчеркивает человеческую ценность героя. Бюст был отлит в бронзе на ленинградском заводе «Монунентскульптура» (архитектор В.В.Васнецов). Памятник был установлен в 1983 году уже после смерти Гвоздкова. На открытии памятника, где героя каждый знал, прозвучала самая дорогая для скульптора оценка труда, когда его благодарили и говорили: «Как похож!»

При создании памятника-бюста художник, кажется, ограничен в средствах выражения: нет изображения фигуры с ее особенностями, «характером», нет позы, жеста. Но и в рамках этой формы возможен широкий спектр выражения эмоциональных, смысловых и духовных ценностей. В городе Волжском Малковым созданы в этой форме «Памятник Я.М.Свердлову» (Металл, бетон, 1969), «Памятник генералу Д.Ф.Карбышеву» (кованый алюминий, бетон, 1985), «Памятник А.С. Пушкину» (мрамор, 1999) и в Волгограде - «Памятник Саше Филиппову» (кованый алюминий, бетон, 1980). И каждый имеет свою неповторимую духовную наполненность. Каждый раз художник видит памятник в конкретном материале, совместно с архитектором определяется место для памятника и создается среда для него, решается постамент. В конечном счете, рождается памятник- образ.

«Памятник генералу Д.Ф.Карбышеву» возник в Волжском неслучайно. Сказочно высокой была жизнь этого человека, мучительна и высока смерть его. Генерал Карбышев - ученый, написавший свыше ста работ по вопросам фортификации, начальник инженерных войск Красной Армии. В начале войны он попал в плен. Фашисты знали его труды и хотели заставить служить его голову им. Поэтому, переводя его из одного концлагеря в другой, они сохраняли ему жизнь до февраля 1945 года. Он ходил в лагере в генеральской шинели, был замкнут, слаб физически, его называли «старик». Но он сумел организовать несколько побегов узников, сам не предпринимал попытки бежать из-за физической немощи. Фашисты предлагали жизнь, свободу, встречу с генералом Власовым, на что Карбышев ответил: «С предателем не разговариваю». Его вывели на мороз и обливали ледяной водой, пока он не превратился в ледяную глыбу.

В память о генерале Карбышеве в стране развернулось движение карбышевцев. Лучшим бригадам присваивали имя генерала. Представители этих бригад регулярно собирались на слеты. В 1985 году такой слет карбышевцев состоялся в городе Волжском. К этому событию приурочивалось открытие памятника Карбышеву.

Огромное значение в создании памятника имели встречи художника с дочерью Карбышева - Еленой Дмитриевной, тоже крупным специалистом в области фортификации. Но, прежде всего, она похожа на отца. Елена Дмитриевна хорошо помнила и тщательно собирала и хранила все, что касается отца. Изучены фотографии, документы, записанные воспоминания о Карбышеве. В творческом воображении художника сложился образ генерала-ученого, интеллигента, с высоким представлением о чести русского офицера, аристократа духа. В нем есть и мужество, и изящество. «Памятник Д.Ф.Карбышеву», четкий по силуэту, пластически наполненный и тонко смоделированный, отличается простотой и ясностью языка.

1999 год- это год сорокалетия творческой деятельности П.Л.Малкова. В этот год ему исполнилось семьдесят пять лет со дня рождения. 1999 год - памятен ему как год открытия памятника Пушкину в городе Волжском к 200-летнему юбилею поэта.

Под знаком Пушкина прошел и 1998 год. Когда художник ездил в Москву, в музей А.С.Пушкина, чтобы изучить все, связанное с поэтом. Он ездил в поисках камня для постамента в Кара-Калпакию и на Урал.

Скульптор изучал пушкинскую иконографию, и тут ему больше всех помог А.С.Пушкин автопортретами в рисунках. Читал Пушкина и о Пушкине, думал и делал эскизы. Работа над памятником Пушкину выросла естественно из постоянного интереса к поэту. Дома много литературы о поэте. В 1994 году был создан барельеф Пушкина, через год- другой вариант барельефа. Любая работа художника вносит что-то новое в творческий опыт, который, придет пора, будет востребован. Теперь пригодилось и то, что в 1973 году Малков лепил портрет молодого эфиопа, студента мединститута.

И вот пришла пора, когда надо было работать над памятником Пушкину, когда весь опыт, знания и раздумия вылились в понимание величия поэта. Пушкин этого автора - мужественен и мудр, в нем радость бытия и трагедия гения. А надо всем этим - свет поэзии и личности. Понимание того, что Пушкин - наша классика. Это определило и характер пластики, и материал, и решение постамента, и выбор места (архитектор Григорьев А.Ф.).

Памятник Пушкину в Волжском в такое смутное время стал возможен благодаря преданности художника своему делу, заботам Администрации города, благодаря материальной помощи ОАО «Поволжье» во главе с генеральным директором Некрытым П. И.

На торжественном открытии памятника автор сказал, что он сроднился с образом Пушкина и трудно ему расставаться с ним, и единственным утешением для него будет то, что памятник Пушкину будет нужен и дорог людям.

1999 год памятен Малкову еще и тем, что это был год начала работы над памятником Г.К.Жукову. Инициатива создания памятника принадлежит главе Администрации города Волжского А.А.Ширяеву. Жуков - величайший полководец 20 века, живая легенда, любимый герой Малкова. Скульптору не пришлось знакомиться с жизнью Георгия Константиновича, она давно по велению сердца была изучена. Художник не только по фотографиям знал его внешность, осанку, особенности его крепкой коренастой фигуры. Он всегда с восхищением говорил о мужественной красоте лица Жукова, на котором ярко запечатлены ум, воля, достоинство, глубокая внутренняя жизнь. П.Малков несколько раз видел Жукова во время войны. Первый раз - на наблюдательном пункте штаба армии на переправе через Днепр. В 1946 году Малков, будучи связистом узла связи в Одессе, множество раз видел опального маршала, куда он был назначен начальником военного округа.

В творческом воображении скульптора давно сложился образ полководца, и теперь он нашел воплощение в камне. Это образ светлый и сильный. Монолитная фигура маршала, как бы вырастая из камня, крепко стоит на земле. Лицо, фигура выражают спокойствие, сознание величия совершенного. А взгляд, направленный на зрителя, и в то же время погруженный в духовный мир героя, будто говорит: «Вы наследники великих побед, приумножайте их». Памятник открыт на площади у здания военкомата г. Волжского (архитектор Григорьев А.Ф.) в год 55-летия Победы во второй мировой войне, в день юбилея Парада Победы, который принимал 24 июня 1945 года маршал Г.К.Жуков.

Труд скульптора титанический, в руках его инструменты весомые, которыми обрабатывают камень и металл.

Путь от замысла до его воплощения долог. Скульптура начинается с карандашного эскиза, этюда и эскиза в глине, затем создается модель уменьшенного размера, потом - модель в натуральную величину. Сколько надо перемесить глины! - размеры работ бывают многометровые. И, наконец, воплощение в материале, который таит в себе сюрпризы и загадки. Эти этапы в создании скульптуры необходимы, потому что в готовом произведении уже ничего изменить нельзя.

Но зато и радость художника велика, когда он работает над захватившей его темой или образом, пришедшими к нему из глубин истории или из наших дней (будь то Толстой или Кампанелла, Паникахо или Карбышев, или безвестный молодой человек). Вот почему, когда почерневшему от усталости и холода художнику, вырубавшему зимой во дворе памятник Пушкину сказали, что так работать нельзя, намекая и на возраст его, получили неожиданный ответ: «Меня жалеть не надо. Я работаю в радость». Скульптор создает памятники, чтобы не кануло в вечность важное и дорогое, чтобы оно жило среди людей.

Петр Лукич Малков скончался 22 января 2014 года. С октября 2016 года в его бывшей мастерской на проспекте Ленина в г. Волжском действует Музей-мастерская Петра Малкова.